воскресенье, 11 декабря 2016 г.

Быть университетом в России


То, как работает высшее образование сегодня — результат долгого исторического процесса, который в России обладает собственными характерными чертами. Многие из них мы принимаем как само собой разумеющиеся, но только потому, что не можем посмотреть на них со стороны.

Об исторических корнях и институциональных традициях российского университета нам рассказал Михаил Соколов — профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, специалист по социологии академического мира.


Когда в Российской империи возникали университеты, они вырастали напрямую из государственного аппарата, а не появились сами по себе и потом как-то в него инкорпорировались. Сравним это с историей старых европейских университетов, которые иногда возникали задолго до соответствующих государств (современная Италия, к примеру, на 750 лет моложе Болонского университета), и всегда — независимо от них.

Сначала был университет, где-то рядом возникало государство, затем университет отчасти — но только отчасти — встраивался в государственную образовательную систему. С более молодыми университетами это было не совсем так, но у них уже была перед глазами именно такая модель. Они внутренне ощущали, что такое положение вещей — университет как отдельная, автономная от государственной власти сущность, — единственно правильное.

В Российской империи эта модель была перевёрнута с ног на голову: университет возникает как ответвление государственного аппарата.
Когда он возникает таким образом, и бюрократам, и всем остальным сложно думать, что университет представляет из себя какую-то независимую сущность. Модель университета заимствовалась, сама идея тоже заимствовалась, но когда её переносили в Россию, она оказывалась настолько переиначенной — даже вопреки воле людей, которые её переносили, — что менялась до совершенной неузнаваемости.

Читать полностью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий