воскресенье, 18 декабря 2016 г.

Новые тенденции в официальном образовательном «сайтостроительстве»: отказ от сайтов-монстров, интеграция с социальными сетями и специализированными сервисами

Материал подготовлен в рамках доклада проекта «Летний Самосбор-2015».

В России постепенно отходят от практики создания «монстроподобных» сайтов официальной образовательной тематики, когда на единую платформу пытаются нагрузить весь возможный функционал и создать образовательный портал фактически в рамках одного сайта.

Примером такого «монстра» может служить федеральный портал «Российское образование»:



Последствия подобного подхода:
1. Требуется специализированная CMS (система управления контентом сайта), обладающая требуемым заказчиком супер-функционалом.
2. Уникальность CMS привязывает заказчика к единственному исполнителю и сдерживает развитие ресурса.
3. Нагромождение материалов уже через пол-года - год делает навигацию по такому ресурсу крайне затруднительной.
4. Тенденции в «сайтостроении» таковы, что ресурс «устаревает» за 2-3 года.
5. Вариант использования готовой CMS с большим функционалом и его «заточка» под требования заказчика требует, как минимум, привлечение специалистов высокой квалификации и значительных затрат на сопровождение ресурса. Пример – портал образования Чечни.
6. «Суперпорталы» крайне трудоемки в наполнении и требуют наличия постоянной «мультиформатной» редакционной команды.

Альтернативным подходом является отказ от «псевдопортального» подхода (когда все ресурсы фактически находятся на одном сайте, управляемым единой CMS) к потальному подходу, когда под порталом подразумевается объедение на одном доменном имени группы специализированных ресурсов. При чем, на каждый ресурс подбирается CMS, отвечающая специализированным функциональным требованиям.

При таком подходе «головной сайт» сайт становится «точкой входа» в единое образовательное пространство, выполняющей роль «навигатора» по существующим специализированным информационным ресурсам.

Каждый сайт группы сопровождается собственной специализированной «группой поддержки», что снижает требования к созданию единой редакционной команды.

Лучшим примером такого подхода является организация «образовательного пространства» Департамента образования города Москвы.



Обязательным атрибутом таких решений является глубокая интеграция с социальными сетями, обеспечивающая трансляцию материалов в наиболее популярные социальные сети (Вконтакте, Twitter, Facebook). Для организации обратной связи развертываются сервисы «Онлайн-приемных». Под конкретные обсуждаемые темы развертываются дискуссионные площадки или используются уже готовые сервисы гражданской активности.

Второй, ярко выраженной, тенденцией является глубокая интеграция образовательных порталов с региональными информационными образовательными системами.

Лучшим примером такого подхода является система Электронное образование в Республике Татарстан в которой даже сайты образовательных организаций реализованы в форме публичной части региональной системы «Электронное образование».


Ну а что касается «монстроподобного» федерального портала «Российское образование», то он сейчас, судя по всему, трансформируется в более функциональное и понятное решение «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

Комментариев нет:

Отправить комментарий